История музея

Основная цель школы – это образование и воспитание учащихся в условиях меняющегося мира. Происходящие изменения в социально-экономическом устройстве России не могут не затрагивать школу, которая в изменяющихся условиях тоже вынуждена и должна изменяться, чтобы стать способной удовлетворять новым требованиям, которые ей предъявляет общество и государство в ближайшей и отдаленной перспективе. Повышение общественного интереса к проблеме формирования духовности и духовной личности вызвано сегодня, прежде всего, негативными явлениями, характерными для последних десятилетий. Преобразования общественной жизни, развитие рыночных отношений, зачастую без моральных основ и правил, обусловили повсеместное проникновение в общество псевдоценностных ориентиров, вступающих в противоречие с общечеловеческой нравственной культурой. Идеализация силы и жестокости, восхваление образа молодого человека, свободного от всех социальных запретов и требований общественной морали, пропаганда свободной любви, коммерциализация общественных отношений наносят непоправимый ущерб духовному и физическому здоровью подрастающих поколений. Идет фактическое уничтожение таких смысловых жизненных ценностей, как гражданственность, патриотизм, любовь, семья, дружба, целомудрие. В новых исторических условиях развития российской государственности одной из узловых проблем, требующей решения, является необходимость обеспечения единства и целостности России. Отсюда вытекает необходимость формирования и пропаганды идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирования чувства патриотизма, распространения знаний об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию. Сегодня, когда государство начинает определять новую идеологию, формулирует государственно-общественный заказ образованию на формирование новой личности, становится ясно, что ключевыми характеристиками такой личности должны стать, прежде всего, ее духовность, гражданственность, патриотизм, социальная активность, свобода. Задача системы образования сегодня – не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом зависит будущее общества. Проблема модернизации духовно-нравственного воспитания в системе образования связана с выявлением и сохранением накопленных дореволюционной и советской школой лучших традиций в воспитании подрастающего поколения, обновлением его содержания, проектированием новых технологий, с обоснованием организационно-педагогических условий повышения эффективности нравственного воспитания в образовательных системах.

Наше время характеризуется утратой традиционного российского патриотизма, снижением воспитательного воздействия культуры и образования, широким распространением таких негативных качеств, как индивидуализм, агрессивность, эгоизм, равнодушие... Именно сейчас особенно необходимо и важно воспитывать в молодежи такие качества, как гражданственность, трудолюбие, любовь к Родине и окружающей природе, семье - все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе «Об образовании» Российской Федерации.

Духовно-нравственное воспитание рассматривается в настоящее время не только на теоретическом уровне, но и как реальное социально-педагогическое явление. Основной его целью является ориентация подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирование у них бережного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому.

Патриотизм, как многогранное по своему содержанию понятие, включает в себя: – любовь к родным местам, почтение прошлого своей Родины, гордость за свой народ; – уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни; – ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить, приумножить богатства своей страны, готовность защищать Отечество и служить его интересам. Учитывая данные теоретические позиции, можно сделать вывод о том, что духовно-нравственное воспитание, как и воспитание вообще, должно основываться на знании тех компонентов бытия, культуры, которые формируют в целом представления учащихся о Родине, ее культурно-исторических традициях, достижениях и ценностях, лучших ее представителях. Решению данной задачи могут служить не только содержание образования (история, литература, отечественная культура, этика и т.д.), но и сама учебно-познавательная деятельность, направленная на формирование социально-активной позиции, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей Родины, народа. Важное место в решении этой задачи занимает непосредственный контакт воспитанника с историческими материалами, элементами культуры, осуществляемый в условиях школьного музея. В этой связи можно говорить о школьном музее одновременно не только как о форме организации учебно-познавательной деятельности (включение учащихся в поисковую, краеведческую работу на базе музея), но и как о средстве духовного воспитания. Школьный музей рассчитан на детей. Дети - будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач школьного музея. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. В зависимости от профильной тематики школьного музея дети знакомятся с основными понятиями и методиками генеалогии, археологии, источниковедения, этнографии, музееведения и т.п. Роль школьного музея как нельзя лучше выражают замечательные слова Д.С. Лихачева: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родителям, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе; постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит к своей стране...».

ГБОУ СОШ № 1596 уделяет огромное значение изучению истории своего народа, истории города, места, где живут учащиеся, расширяя их кругозор, знакомя с ценностями национальной и мировой культуры – основой духовного развития личности. Осознание педагогическим коллективом школы потребности сохранения культурно-исторических ценностей русского народа, с одной стороны, и, участие в работе над проектом Ассоциированных школ ЮНЕСКО (ПАШ), с другой стороны, родилась идея создания школьного музея.

Школьный музей «Родные истоки» начал функционировать с 1993 года. Но открытию музея предшествовала долгая и кропотливая работа коллектива учителей и учеников школы, помощь родителей – всех тех, кто заинтересован в сохранении исторической памяти, памяти о прошлом русского народа, его быте, нравах, обычаях, искусстве. Велико было желание всех учащихся и педагогов внести свой вклад в сохранение культурного наследия нашего народа.

Кто мы? Откуда мы? Что было началом? Где они, корни? Все когда-то задавали себе этот вопрос, на который ответить односложно нельзя. Из вопросов детей, ностальгических воспоминаний взрослых сформировалась идея создания музея в школе.

У истоков создания музея были: директор школы А.К.Баринова, завуч Бабкова Л.С., завуч по воспитательной части Морозова М.В. и учителя Морозова И.П., Баженова И.И.

«… я привезу самовар, а я нашла в лесу швейную машинку, а у меня есть прялка», с этих разговоров и началось. Несли все, что, с одной стороны, казалось бы, уже отжило свое, а с другой - бесконечно дорого, как воспоминание детства, юности, Родины. И оказалось, что все было очень просто в быту наших родителей, бабушек и дедушек.

Вот большой глиняный кувшин – в нем хранили масло, а вот деревянная ступка – в ней толкли лук. Вскоре появился в школьном музее и ткацкий станок. Из поселка Запрудня привезла его директор школы Баринова А.К. . С удивлением и недоверием посматривали дети на него и на половики, сотканные умелыми руками мамы Антонины Константиновны.

Все почувствовали заинтересованность и увлеченность одной общей идеей расширения музея, привлечь как можно больше ребят и взрослых к участию в поисковой работе. Положив в основу известные инновации, в соответствии с технологией конструирования, определив тип Музея - краеведческий, историко-художественный, сформулировав цели и задачи, построив тематическую структуру экспозиции музея, осуществив выбор и разработку плана развития музея, определив режим работы, совет музея разработал концепцию развития музея. Цель нашей концепции - построить работу музея таким образом, чтобы создать условия для самовыражения учащихся, самоопределения и саморазвития; сформулировать систему отношения к себе, к обществу, общечеловеческим ценностям. При разработке научной концепции учитывалось, что художественные промыслы России в промышленных масштабах существуют с 19 века, но музей может показать лишь в общих чертах современные промыслы, прославившие Россию на весь мир, что вполне оправдано целями и задачами музея.

Цель создания музея: сформировать духовно богатую, свободную, творчески мыслящую личность; собрать и представить материалы по истории родного края, показать развитие художественных промыслов России. ( При разработке научной концепции учитывалось, что художественные промыслы России в промышленных масштабах существуют с 19 века, но музей может показать лишь в общих чертах современные промыслы, прославившие Россию на весь мир, что вполне оправдано целями и задачами музея); сохранить в памяти традиции и обычаи русского быта, вехи истории России.

Основными задачами при создании музея являются: изучение истории своего народа и города; расширение кругозора учащихся; знакомство с ценностями национальной культуры, воспитание чувства любви к Родине, к истории своего народа; формирование гражданско-патриотических чувств; развитие образного, творческого мышления, интеграции знаний, получаемых в школе; создание условий для социально культурной адаптации детей на базовых основаниях родной культуры; воспитывать подрастающее поколение на народных традициях; способствовать сохранению исконно русских корней народного творчества. В настоящее время школьный музей «Родные истоки» одно их самых действенных средств расширения образовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирование у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно-полезной деятельности. Школьная музейная экспозиция – уникальный социокультурный феномен, концентрирующий в себе не только память поколений, но и комплекс педагогических средств, форм и методов по передаче этой памяти подрастающему поколению. Тем самым такая экспозиция связывает воедино культуру, воспитание и образование. Это важно сегодня, когда идет процесс гуманизации образования, возвращение его к глубинным историко-культурным корням. Если понимать образование как механизм передачи ценностей культуры от поколения к поколению, то школьный музей надо признать ключевым звеном этого механизма. Школьный музей «Родные истоки» является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения. Постепенно развиваясь, расширяясь, углубляясь и пополняясь, музей создал необходимость в собственных экскурсоводах. Так возникло творческое объединение юных экскурсоводов при школьном музее «Родные истоки», которое развивает сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, обработки, оформления и пропаганды материалов – источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность. Овладение основами музейного дела – одна из задач руководителя и всего коллектива школьного музея. Разработана и внедряется программа дополнительного образования: «Основы экскурсоведения» Программа исходит из единства и взаимосвязи всех видов музейной деятельности. Любой член коллектива музейного совета должен знать в общих чертах историю и теорию музейного дела, обладать навыками и умениями для ведения экспозиционной, собирательной, учетно-хранительной и культурно-просветительной работы. Программа предусматривает изучение этих вопросов как необходимого условия для углубления и расширения как общемузейной, так и специальной экскурсионной подготовки актива школьного музея. Необходимым условием для успешного решения этих познавательных и воспитательных задач является умелое педагогическое руководство, самодеятельный характер организации школьного музея, творческое отношение ребят к делу, знание основ современного музееведения. Именно использование музейных приемов выделяют школьный музей среди других форм внеклассной работы.

В соответствии с поставленными задачами экспозиция музея сформирована из следующих разделов;

  1. Художественные промыслы

Этот раздел отражает характер народного творчества и его место в историческом наследии, коллективный характер художественных народных промыслов, формирует художественно-эстетическое восприятие предметов декоративно-прикладного искусства.

  1. История школы

Экспозиция отражает открытие и становление школы, ее развитие на определенных этапах, рассказывает о ее богатстве – учителях и выпускниках, призвана воспитывать чувство гордости за свою школу.

  1. Моя малая Родина – «Ново-Переделкино».

Экспозиция должна активизировать творческую деятельность при изучении историко–художественных ценностей Москвы, сформировать устойчивое стремление к самостоятельному и постоянному изучению художественных богатств Москвы, округа и микрорайона.

  1. Русский быт

Раскрывая взаимосвязь истории быта, искусства народа с древности до наших дней, экспозиция расширяет кругозор учащихся, воспитывает чувство любви к Родине, к истории своего народа, должна способствовать сохранению истинно русских корней.

  1. Культура зарубежных стран.

Этот раздел отражает культурное наследие различных стран в экспонатах, привезенных из туристических поездок; традиции других народов.

6.Религиозная культура мира. Раскрывая взаимосвязь исторического культурного наследия, традиций разных народов, с одной стороны, и разнообразия религиозных конфессий в России, с другой стороны, экспозиция расширяет кругозор учащихся, воспитывает чувство любви к Родине, к истории своего народа и толерантное отношение к людям другой веры. Экспозиция музея построена в соответствие с разработанной структурой. Основой экспозиционного решения является проблемный принцип с четким выделением различных художественных промыслов.

Тематическая структура экспозиции музея

«РОДНЫЕ ИСТОКИ»

№№

Наименование подтемы

Перечень вопросов раскрывающих подтему

Примечание

1

2

3

4

Художественные промыслы

1

Деревянный мир Руси

1.Значимость дерева для русского народа

2. Дерево как поделочный материал

3. Береста – подарок белоствольной красавицы, практичность изделий из нее.

4. Хохломская роспись – зеркало природы. Основные этапы изготовления хохломской посуды.

5. Городецкие мотивы. Отличие рисунка на Хохломе от Городецкой росписи.

6.Богородская игрушка – сказка из дерева. Жанровый характер игрушки.

7.Резьба по дереву – старинный обычай украшения домашнего очага.

  1. 8. Русская матрешка – популярный национальный сувенир. Легенда о создании русской матрешки, ее «география»

2.

Непростые секреты простой глины

  1. Глина – основа народной художественной керамики.
  2. Простота и изящество «кузнецовского фарфора».
  3. Скопинская керамика – посуда-скульптура.
  4. Голубая сказка Гжели.
  5. Глиняная игрушка.

3.

Лаковая миниатюра

  1. Федоскино – Родина русских лаков.
  2. От иконописцев до современных художников Палеха.
  3. Самобытность художников Мстеры.

4.

Художественная обработка металла

  1. Жостово – центр декоративной росписи по металлу.
  2. Ростовская финифть – декоративная роспись металлических предметов.

  1. Каслинское литье – чугунное кружево.

5.

Чудесные превращения нитей и тканей в руках русских мастериц

  1. Кружевные узоры – вологодское, елецкое кружевоплетение.
  2. Ручная набойка – плат узорный.
  3. Русский батик – роспись ткани.

Русский быт

1

Организация пространства крестьянского жилища

  1. Внутреннее убранство избы, его самобытность.
  2. Особенности предметов домашнего обихода и утвари.
  3. Передний (красный) угол – элемент декора. Роль православной веры, как первокультуры русского народа.

2.

Пряла и ткала – весь дом одевала

  1. Прядение и ткачество - основное занятие русской крестьянки. Чтобы холст сткать, сперва нитку надо спрясть. Кросна – обязательная принадлежность крестьянской горницы.
  2. Русский костюм и его убранство.
  3. Мастерство русских рукодельниц в кружеве и вышивке.

История школы

1.

Становление и развитие на разных этапах

  1. Приказ об открытии.
  2. Первый директор и завучи.
  3. Первые учителя.
  4. Пионерская и комсомольская организации.
  5. Заслуженные учителя России.
  6. Отличники народного образования.
  7. Лауреаты конкурса – « Учитель года».
  8. Медалисты школы.
  9. Хроника школы в фотографиях.

Все страны в гости к нам

1

Наши поездки

Подарки учащихся школьному музею

2

Наши гости

Подарки зарубежных друзей

Моя малая Родина – «Ново-Переделкино».

1.

Ново-Переделкино в истории России

  1. Встреча современности с седой стариной. Памятники культовой архитектуры.
  2. Люблю тебя мой край родной – в картинах и рисунках.

Религиозная культура мира

1

Золотое правило религий

Воспитание толерантного отношения к различным культурам народов России и их представителям.

2

Культовые принадлежности

Священные книги религий мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре

Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны ? каждый ответит , что доставшееся наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные , а порой и горестные картины. «Запас» памятников культуры, культурной среды ограничен, и он истощается с прогрессирующей скоростью. На земле все меньше места остается для памятников культуры не потому, что меньше становится земли. Все дело в том ,что к патриотизму слишком долго призывали, а его надо воспитывать с самого раннего детства .Любовь к родному краю, к родной культуре ,к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе .Вот эти важнейшие человеческие качества и помогает нам открыть в своей душе история: любовь, уважение, знания. Пробуждение уважения, гордости и любви к своему Отечеству происходит не только через военно – патриотические клубы. Большую роль в патриотическом воспитании играет приобщение ребенка к культуре своего народа как к духовной так и материальной, изучение истории своего народа через общение с музейным предметом. Обстановка музея позволяет «соприкоснуться с прошлым». Это и эмоции , разбуженные чувства, которые они получают вовремя общения с музейным предметом. Все предметы, собранные в музее, имеют богатую и долгую историю. Каждый экспонат прошел через многие руки (был подарен, принесён, найден) и теперь занимает достойное место в наших музеях. Ребята, знакомясь с экспонатами, знакомятся с культурой своих земляков, начиная от древних времен до наших дней. Вещи, письма, документы рассказывают о людях, оказавших судьбоносное влияние на наш край. И всё это через конкретные факты, встречи, поиск. В нашем школьном музее «Родные истоки» коллекции доступны для общения. Предметы можно взять в руки, ощутить их тепло, поиграть и т.д. На экспозициях музея постоянно проводятся уроки-экскурсии для учащихся гимназии с 1 по 11 класс по различной тематике.

Первое знакомство с миром прекрасного начинается с обзорной экскурсии «Здравствуй музей».

Живой интерес вызывает у детей знаменитая богородская деревянная игрушка. В каком бы классе не учились дети, она их как магнитом притягивает. А какие глиняные свистульки со всей России, и громотушки – обереги калужские, и северный шаркунок, и, наша русская матрешка, знакомая нам с детства. Знакомство и изучение истории русской игрушки, это разве не патриотическое воспитание. Сколько существует мир, столько существуют и игрушки. И как приятно держать в руках куклу собственного изготовления, - она роднее и теплее. И пусть в ней не будет все безукоризненно, но зато в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении детских рук чувствуется то, что мы называем душой.

Все имеет свое начало…Дождь, цветок, музыка, каждый из нас. И у каждого есть свои корни, свой исток. В 1993 году в школе № 1016 (Гимназия №1596) создан музей «Родные истоки».

Здесь собраны предметы старины, рассказывающие о жизни, быте, культуре наших родителей, бабушек и дедушек: удивительные по простоте и надежности ухваты и рубели, самодовольные и гостеприимные самовары, узорчатые подзоры-обереги, воздушные кружевные салфетки, домотканные добротные половики.…

Зайди в музей, прислушайся, присмотрись, вспомни… А вот разноцветье творчества народных умельцев: дымковская хлебосольная барышня, каргопольская птица-феникс, голубоглазая сказка гжель, берестяной туесок, сказочная богородская игрушка-забава, влекущий павло-посадский расписной платок, хлебосольный жостовский поднос… Радостно от красок и настроения Наш музей – пространство для детей, организованное взрослыми совместно с детьми, где достаточно серьезная информация дается с учетом психологии детского восприятия. Тематика разнообразная – от традиционной этнографии и истории до компьютерных игр. Не последнее место занимает и просто общение.

В музее разработано несколько циклов занятий, рассчитанных на различные возрасты

Используя средства музея, нужно стремиться воспитать культурные привычки, потребности в самосознании и развитии. Главные задачи музейной педагогики – формирование исторического сознания и музейной культуры.

Историческое сознание – это способность ощутить себя в потоке времени, погрузить в него исторических героев, это сознание изменчивости человеческих представлений, понимание особенностей быта и менталитета разных народов и сословий в разные времена с позиций как настоящего, так и прошлого.

Музейная культура – это умение понимать историко-культурный контекст предметов и документов прошлого. Это бережное отношение к документальным свидетельствам истории и культуры, их охрана. Музей дает ребенку выход в большой мир, помогает сформировать систему ценностей, понять психологию людей, живших до нас, сравнить прошлое с настоящим, осознать сегодняшний день.

Задачи музейной педагогики:

-развивать у ребенка с помощью музейных средств мир эмоций, формируя историческое сознание и чувство истории, воспитывая музейную культуру и нравственные начала;

- формировать патриота и гражданина мира, творческую личность, субъект воспитания, который был бы ориентирован на самостоятельные дальнейшие контакты с культурой.

-воспитание бережного отношения к творениям рук человеческих – реальное противодействие потребительству, вещизму, престижности, поскольку высоко ценится не просто стоимость вещи, не ее соответствие современной моде, а ее историческая значимость.

- воспитание бережного отношения не только к музейным предметам, но и вообще к предметному миру, к природе, архитектуре, к собственному дому, книге, игрушке, что чрезвычайно важно в наши дни.

-приобщить ребенка к общечеловеческим ценностям, облегчить его «вхождение » в культуру.

Зачем ребенку музеи? Совсем еще малышу. Много ли он там поймет? Возможно ли воспитать у 5-7-летних чувство истории? Ведь для них ВОВ была почти также давно как битва на Куликовом поле. Вот потом, когда подрастут… А потом - будет поздно…

Главное средство воспитания исторического сознания, музейной культуры, доступное и интересное ребенку, даже совсем малышу: обращение к предметному миру. Очень действенный и доступный ребенку подход к культуре – через предметы, в которых воплощена история, прошлое и настоящее, на которых оставили свой след те, кто их делал или кому они ими владел. Предмет – главное наше «учебное пособие» который дети могут потрогать , пощупать. Сколько загадок, исторических и психологических тайн кроется в самых обычных предметах – письмах и довоенных открытках, старых фотографиях, детских игрушках. Все они воплощают систему ценностей или отжившую или еще живую.

На каждом предмете вольно или невольно лежит отпечаток родившей его эпохи с ее представлениями о добре и зле, о красоте и уродстве, чаще всего представлениями определенного класса, исповедовавшего свою систему ценностей. С помощью подлинных предметов можно дать представление и об идеях, и об идеалах. Об образе жизни и о системе ценностей.

Важно , чтобы увиденное и услышанное ребенком в музее прошло через его душу , формировало мир его эмоций.

Как на бумаге передать удивительную атмосферу на уроках- экскурсиях и трепетное ощущение совместного творчества и открытия мира? Глядя на детей, видишь, что, попадая в новые для них предполагаемые исторические и социальные обстоятельства, они учатся и новым человеческим взаимоотношениям . И, как бы проживая на занятиях разные человеческие жизни, этой самой жизни и учатся…

Разбуженные воспоминания и чувства, эмоции - вот с чем сталкиваются посетители музея во время общения с музейным предметом. Поэтому для посетителя создана обстановка сотворчества, которая и позволяет, наиболее полно общаясь с музейным предметом , соприкоснуться с прошлым, вспомнить детство.

Причем, коллекции доступны для общения. Предметы можно взять в руки, чтобы ощутить их вес, тепло, холод, попробовать открыть, заглянуть вовнутрь…

Наш музей дом, где обитают созданные руками человека предметы, нашедшие здесь вторую жизнь. Общаясь с посетителями, они могут поведать много интересного, давно забытого и о себе, и о тех, кто их создал, и о тех, кто ими пользовался.

. Но на своем, особом языке.

Вас окружают вещи , назначение и смысл которых не всегда сразу понятны современному человеку, особенно городскому жителю. Прялки и вальки, лукошки и туеса, подзоры и кокошники, ухваты и

квасники-все это уже ушло из жизни и стало достоянием музеев. Но зато все чаще мы говорим о вологодском кружеве, хохломской росписи, дымковской игрушке, лаковой миниатюре Палеха - о художественных промыслах наших дней, наследниках народного искусства прошлого.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование воспитательного потенциала музея послужит благодатной почвой для саморазвития взрослых членов семьи и для создания условий воспитания духовности, в частности формирования патриотизма и гражданского самосознания детей и подростков. В проблемное время для нашей страны, сопровождающееся постоянно изменяющимися социально-экономическими условиями, возникает необходимость сформировать у молодого поколения четкие позиции самоопределения и самоутверждения. Обращение к своему наследию, к истории своей «малой родины», к духовным и материальным богатствам, накопленным предками, позволяет подрастающему поколению и взрослым членам семьи определить свое место и смысл в жизни, сформировать общественное мировоззрение, правильно распорядиться историко-краеведческим и культурным наследием.

Преобразование музея – это не просто нахождение возможностей комплектования музея новыми экспонатами, но творческая стратегия выявления строительных кирпичиков фундамента перемен, возводимого на основе целенаправленного и систематического выявления проблем и диагноза их источников. Одним из его компонентов является видение будущего желаемого состояния музея. Видение – это прообраз, идеал состояния музея, проект которого способен мотивировать коллектив учащихся и учителей к активным действиям. Оно оказывает свое мотивирующее воздействие по двум причинам. Во-первых, видение ставит нас перед выбором, заставляет стремиться к совершенству. Во-вторых, оно помогает построить концепцию развития музея, определить основные концептуальные подходы к его преобразованию. Положив в основу известные инновации, в соответствии с технологией конструирования, определив тип Музея – краеведческий, историко-художественный, сформулировав цели и задачи; построив тематическую структуру экспозиции музея; осуществив выбор и разработку плана, определив режим работы, совет музея выработал концепцию развития музея.

Цель нашей концепции - построить работу музея таким образом, чтобы создать условия для самовыражения учащихся, самоопределения и саморазвития; сформулировать систему отношения к себе, к обществу, общечеловеческим ценностям.

Школа дает детям два подарка: корни и крылья. Корни - это история своего народа, ведь жить без истории все равно, что быть бездомным. Крылья - это знания. Именно они помогут решить многие жизненно важные проблемы. Наш музей - это корни и крылья, это память и надежда.